В федеральный регистр будут вноситься сведения о физическом лице (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения и смерти, пол, сведения о семейном положении и прочее), а также его идентификаторы, включающие в том числе сведения: о постановке на учет в налоговом органе, в том числе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, о постановке на воинский учет граждан РФ, обязанных состоять на воинском учете, о регистрации в системах обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования, о постановке на учет в органах службы занятости и иные.
Ведение регистра будет осуществлять ФНС России посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Порядок функционирования государственной информационной системы определяется Правительством РФ.
Сведения, содержащиеся в федеральном регистре, будут предоставляться органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, органам управления государственными внебюджетными фондами, многофункциональным центрам предоставления государственных и муниципальных услуг, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, нотариусам, а также физическому лицу или его законному представителю в части сведений, составленных в отношении данного лица.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Со дня официального опубликования настоящего федерального закона и до 31 декабря 2025 года предусматривается переходный период, в течение которого Правительством РФ будут определены в числе прочего порядок первоначального включения сведений в федеральный регистр, сроки направления сведений для его формирования, порядок и сроки проведения проверки полноты, актуальности и достоверности направляемых в федеральный регистр сведений о населении РФ.
Предусматривается, что до 1 января 2023 года нормативные правовые акты РФ не могут устанавливать требование об использовании федерального регистра сведений о населении в качестве единственного и (или) обязательного источника получения сведений о населении.
Во вторник, 17 сентября «народные избранники» практически единогласно (за исключением саботировавшей голосование фракции КПРФ) приняли в первом чтении проекты законов, приближающие лоббистов «цифровой экономики» к мечте, которую недавно озвучил вице-премьер Максим Акимов: «Контроль (народа) от первого вздоха до гробовой доски». Речь о ПФЗ № 759897-7 «О едином федеральном информационном ресурсе, содержащем сведения о населении РФ», а также о ПФЗ № 748684-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ (в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде)». В ходе обсуждения цифролоббисты от Правительства держались уверенно, даже не удосуживаясь внятно отвечать на острые вопросы. Увы, их позиции во власти, цементируемые словами президента о необходимости «большого рывка» страны в цифровое будущее, на сегодня очень сильны.
Почему нельзя принимать законопроект о формировании единого реестра населения, мы подробно рассказывали ранее – в аналитической записке и в образце заявления в органы власти. Вкратце напомним: законопроект вводит принудительный сбор персональных данных граждан, обработку оператором (Федеральной налоговой службой) в одной базе множества не совместимых друг с другом категорий данных. По заключению экспертов движения «Комитет по защите персональных данных» законопроект создает угрозу личной и национальной безопасности, нарушает неприкосновенность частной жизни граждан, нормализует разделение общества на касты через «специальные категории» в реестре и т.д.. Впрочем, первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко, представлявшая этот проект цифролоббистов в Думе, иначе трактовала его задачи.